Тренажёр Парадовского: Из сборника статей, научно-информационного центра "Знание"

ПРОБЛЕМЫ, ВЫЗВАННЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОТСУТСТВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛНОЦЕННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Парадовский Д.А.

зоопсихолог,

Инструктор-кинолог международного класса

THE PROBLEMS CAUSED BY PSYCHOPHYSIOLOGICAL FRUSTRATION OF PETS AS A RESULT OF LACK OF ENSURING FULL ACTIVITY AND THE WAY OF THEIR DECISION

Paradovsky D.A.

zoopsychologist, Instructor-cynologist of the international class

Аннотация

Актуальность данной статьи, обусловлена практической ценностью связанной с ре-шением целого ряда проблем, возникающих в результате неправильного содержания до-машних животных, а также дефицита условий обеспечивающих полноценную их жизне-деятельность, что влечет за собой стресс и как правило, развитие многочисленных забо-леваний, поведенческих проблем, а также различных специфических расстройств, мно-гие из которых являются составной частью невроза навязчивых состояний. В результате возникновения вышеописанных проблем, животное нередко оказыва-ется на улице, в свою очередь, вызывая проблемы связанные с бродяжничеством живот-ных. Так как рекомендации данные в этой статье, (которые основаны также, на выводах полученных в результате исследований) вне всякого сомнения окажутся полезными для каждого владельца домашнего животного, то из этого следует, что данная статья также направленна на улучшение санитарно-эпидемиологической и эпизоотической обста-новки в регионах и стране в целом.

Abstract

The relevance of this article due to practical value associated with address a number of issues arising out of improper maintenance Pets, as well as the shortage conditions that would ensure their livelihoods, which leads to stress and as a General rule, the development of numer-ous diseases, behavioral problems, and various specific disorders, many of which are part of obsessive-compulsive disorder. As a result of above-mentioned problems of the animal often on the street, in turn, causing problems associated with loitering animals. Since the recommendations given in this article (which is also based on the insights obtained through research) will undoubtedly be useful for every pet owner, then it follows that this article is also aimed at improving sanitary-epidemio-logic and epizootic situation in the regions and the country as a whole.

Ключевые слова: домашнее животное, проблемы поведения, инстинкт

Keywords: pet, behavior problems, instinct 


С наступлением благополучия и повышением уровня жизни появляется все больше людей желающих завести домашнее животное. Кто-то хочет в нем видеть друга, кто-то защитника и компаньона, кто-то равноправного члена семьи. Но иногда, животное, увы, становится игрушкой, которую никто особо не о чем не спрашивает, а поступают по сво-ему уразумению, хоть и с благими намерениями, не подозревая о том, что они не всегда совпадают с желаниями самого животного. В данной статье поговорим о собаках. Довольно часто собак заводят люди, которые в силу ряда различных причин не могут уделять им достаточно внимания, в результате чего, животное страдает, что неминуемо отражается на его поведении и в конечном итоге это часто приводит к достаточно серьезным проблемам вплоть до того, что с животным приходится расстаться. Рассматривая подробнее эту проблему, попытаемся выяснить основные факторы, так сказать первопричины этой проблемы, и как их можно предотвратить. Прежде всего необходимо отметить, что собака это высоко-социальное животное, которое в природе не живет в одиночестве. Единичны случаи, когда собака по собственной воле желала бы избегать общества себе подобных или людей, но эти случаи обязательно являются патологией, которая за-частую обусловлена тяжелой психологической травмой, (потеря хозяина, пары и т. п.) Даже в стаях с линейной, жесткой иерархией, где слабая особь постоянно терпит притеснения и гонения, собака предпочитает общество тирании, одиночеству. В процессе содержания в домашних условиях, собака довольно часто подвержена социальной депривации и лишена общения не только с себе подобными, но и людьми, и вынуждена оставаться в одиночестве большую часть времени, как правило находясь при этом в замкнутом помещении в условиях ограниченных и обедненных. Таким образом, животное лишено возможности реализации и удовлетворения це-лого ряда жизненно-важных потребностей. Принято классифицировать три группы по-требностей, которые находят свое выражение в соответствующих формах врожденного поведения. Витальные, зоосоциальные и саморазвития. Реализация и удовлетворение этих потребностей, как правило происходит комплексно, все они тесно связаны и посто-янно взаимодействуют в организме плавно перетекая одна в другую. Довольно часто не-возможность реализации одних потребностей вполне успешно компенсируются полно-ценной реализацией других. Рассматривая проблему содержания животного в таких условиях где оно большую часть времени предоставлено само себе, мы как правило стал-киваемся с невозможностью удовлетворения ряда одних и тех же потребностей. Обоб-щая некоторые из них, поговорим о потребности животного в деятельности и тех про-блемах, которые возникают в результате невозможности реализации этой потребности.

Движение — является врожденной, жизненно необходимой потребностью. Полное удовлетворение потребности в движении особенно важно в раннем возрасте, когда фор-мируются все основные системы и функции организма. Полноценное движение предупреждает различного рода болезни, особенно такие, которые связаны с дыхательной, нервной и сердечно-сосудистой системами. Если дви-жение осмысленное, целенапправленное, оно превращается в деятельность и таким об-разом реализует также потребность в поступлении информации, удовлетворение кото-рой, необходимо для полноценного развития и функционирования мозга. Постоянное или систематическое пребывание животного в условиях невозможно-сти реализации вышеупомянутых потребностей неизбежно приводит к стрессу, что в свою очередь вызывает различные заболевания. Как мы уже говорили, чаще эти заболе-вания связаны с сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной системами, а также с за-болеваниями опорно-двигательного аппарата. 

Кроме того, довольно часто результатом постоянного стресса является возникно-вение различных поведенческих проблем и отклонений. Некоторые формы такого пове-дения относятся к обсессивно-компульсивному синдрому, (невроз навязчивых состоя-ний) их можно диагностировать, если ваша собака склонна к выполнению определенных стереотипных движений или действий, на первый взгляд осмысленных, но не вызванных очевидными, естественными причинами. Такое поведение, как правило, направленно ор-ганизмом на снижение стресса путем компенсирования дефицита движения. В 50% случаев обращения за помощью владельцами собак с проблемами поведе-ния, при подробном сборе анамнеза выясняется, что проблемы поведения этих собак обу-словлены так или иначе стрессом которому они подвержены по причинам описанным выше и одиночеством, в котором животное вынуждено пребывать. Что же делать, как избавить братьев наших меньших от томительных часов ожида-ния? Как найти компромисс? Давайте подумаем. Итак, одиночество, один из наиболее угнетающих факторов, влиянию которого бы-вает подвержено социальное животное, в том числе человек. Что делает человек, кото-рый по каким либо причинам не может повлиять на факт своего одиночества и изменить свое положение? Он пытается влиять на свое эмоциональное состояние в этом одиноче-стве. Для этого он придумывает себе различного рода занятия призванные активизиро-вать деятельность мозга и других органов, тем самым снижая ущерб наносящийся орга-низму в результате накапливающейся энергии по причине невозможности реализации различного рода потребностей. Благотворно влияет в таких случаях занятость на работе, общение с коллегами, новые знакомства, все это снижает эмоциональное напряжение вызванное одиноким положением. Человек, по каким либо причинам подверженный со-циальной депривации, интуитивно старается, максимально обеспечить себя какой либо деятельностью. Многократно полезнее в этом случае та деятельность, которая приносит моральное удовлетворение не только в процессе ее выполнения, но особенно после, по ее завершению. К примеру, если вы вяжете варежки не только для того, чтобы занять себя, но навязав их выгодно продать и получить награду, то есть поощрение. Тогда и процесс вязания становится более мотивированным, ценным, осмысленным, а значит и более действенным для снижения эмоционального напряжения вызванного одиноче-ством. В подавляющем большинстве именно поэтому, наши животные оставшись одни, начинают портить вещи, мебель, и в общем все, что попадется на глаза и привлечет вни-мание. В этом случае такое разрушительное поведение и является реализацией потреб-ности в деятельности, какой бы то ни было, а если эта деятельность приносит свои плоды, к примеру, если молодой щенок, раздирая ваше одеяло познает природу этого одеяла, или же разцарапав в щепки дверь животное попадает в другую комнату, то такая деятельность приносит моральное удовлетворение и по факту ее завершения, то есть имеет конечную цель, а значит и стимул к выполнению этой деятельности в дальнейшем. Если же животное получает награду, интерес к которой обусловлен очевидными факторами, (например голодом), то деятельность, в результате которой была получена эта награда, закрепляется значительно. То есть, если ваше животное в ваше отсутствие залезло в помойное ведро и разбросав его содержимое по всей квартире вволю насыти-лось всякой всячиной, то будьте уверены, это повторится и никакие побои здесь не по-могут. Вот и выходит, что вся разрушительная и прочая деятельность в наше отсутствие это всего лишь попытка животного помочь себе, снизить напряжение вызванное одино-чеством и спасти себя от разрушений в организме. Мы же, приходя домой и увидев весь этот хаос, как правило, наказываем животное. Если же такое поведение повторяется, то мы обращаемся к специалистам и начинается «коррекция поведения».

Хорошо если инструктор понимает в чем «корень зла» и используя различные ме-тодики отталкивается от причины, а не от следствия. Если же животное в результате своей разрушительной деятельности, получает одни лишь отрицательные эмоции, не имея возможности компенсирования и высвобождения накапливающейся энергии, то даже в результате решения данной проблемы оно получает психологическую травму, которая сразу может быть и незамеченной, но впоследствии обязательно проявится в какой либо патологии. И, к сожалению, только лишь высокого уровня специалист, скрупулезный и дотошный, тщательно собирая анамнез, сможет за-подозрить причину той патологии, иные же, как и в первый раз станут бороться со след-ствием. Теперь, опираясь на вышесказанное, мы можем ответить: если деятельность, так жизненно необходима для живого существа и так благотворно влияет на его эмоциональ-ное состояние в часы одиночества, то нужно лишь найти ему такую деятельность и де-сятки проблем вмиг будут разрешены. Но здесь закономерно возникает вопрос: Чем же его занять, да так чтобы на несколько часов подряд, да чтобы ежедневно, да на протяже-нии всей жизни? Это что же за игрушка такая должна быть, чтобы не валяться в пыли под диваном, как множество порядком поднадоевших (и кстати сказать не дешевых) мя-чиков, зверушек, пищалок и т. п.? А вот чтобы получить такую игрушку, основополага-ющим привлекающим фактором этой игрушки должен лежать инстинкт, некая потреб-ность требующая постоянного удовлетворения. А лучше комплекс таких инстинктов. Один из них всем известен, он является жизненно необходимым, это пищевкусо-вой инстинкт. Собаке, как и любому живому существу, необходимо питаться, это ей ни-когда не надоест, особенно, если для того чтобы поесть ей нужно потрудится. Да-да, не удивляйтесь, эта истина уходит своими корнями вглубь тысячелетий и касается не только собаки, но и человека, ее то мы и возьмем за основу при поиске второго помощ-ника для создания нашей игрушки и о ней я сейчас расскажу. Итак, с первым помощником при поиске мотивирующих факторов все ясно это голод, ведь даже если собака насытится, то это временно, через некоторое время она снова захочет есть. Но что же это за второй помощник, о котором я обмолвился выше? Прежде чем ответить на этот вопрос, думаю будет полезно несколько отвлечься. Одной из наиболее распространенных проблем, с которой ко мне, как и к другим специалистам в области кинологии, обращаются владельцы собак, является проблема подбирания с земли. Казалось бы, данная проблема обусловлена элементарной причи-ной, голодом. Собака видит еду, собака хочет есть, собака подбирает и ест еду. Все ло-гично. Так многие и думают. И если бы так и было, то исходя из нашего золотого пра-вила: " лечить причину, а не следствие", чего проще, вовремя корми собаку и проблема решена. Но не все так просто, ведь подбирают и те собаки, которых кормят как на убой и едва ли не птичьим молоком! А раз так, то сам собой напрашивается вывод, что голод здесь не при чем. Вернее сказать голод тоже играет здесь роль, но лишь косвенную, от-даленную. Дело в том, что тысячи лет назад, собака, как и другие представители семейства псовых, пропитание добывала самостоятельно, в основном путем охоты, как и другие хищники. Но охота не всегда бывала удачной и поесть вдоволь случалось относительно редко. Не в пример чаще приходилось перебиваться чем-нибудь найденным, всякой ме-лочью, мышками, насекомыми, фруктами, ягодами, одним словом подножным кормом. Таким образом, животное в то время, (впрочем, как и сегодня в естественной среде обитания) было постоянно занято поиском пищи, обильная рассредоточеность которой была обусловлена ее маленькими порциями. В результате такого образа жизни, в процессе филогенетического развития, пове-дение поиска пищи, будучи постоянным и неотъемлемым, превратилось в отдельный самостоятельный инстинкт. Инстинкт независимый от его первоначального стимула-го-лода, на базе которого, он был сформирован. Инстинкт требующий реализации и удовле-творения путем поиска и собирательства пищи независимо от того голодна собака или нет. То есть мы теперь понимаем, что для собаки гораздо полезнее в психологическом плане, питание не из миски, а путем удовлетворения пище-добывающего поведения, где для того чтобы поесть, животное применяет усилия направленные на добычу этой самой пищи. Аналогии в потребности реализации такого поведения в той или иной степени существуют в том числе и у человека.

Вспомним, как нам нравится лущить семечки, орехи, разбирать вяленую рыбу. Разве согласимся мы к примеру кушать свежий зеленый горошек ложкой из тарелки, вместо того, чтобы самостоятельно добывать его непосредственно из сочного зеленого стручка? А насколько приятнее есть, к примеру, малину или землянику прямо из куста! Проведите эксперимент и вы убедитесь, что поедая малину из тарелки, вы ее сможете съесть гораздо меньше, чем при поглощении ее с куста. Думаю, что не ошибусь, если предположу, что использование разнообразнейших, для каждого блюда отдельных, сто-ловых приборов, вошедшее в обиход в процессе культурно-исторического развития, сво-ими корнями уходит глубоко в прошлое и обусловлено не столько удобством, сколько реализацией пищедобывающего поведения, дошедшего к нам от наших далеких предков, которые как и братья наши меньшие принимали пищу отнюдь не за столом. Именно по-этому так сложно бывает решить проблему подбирания собакой на улице, скажу больше, эту проблему возможно решить лишь отчасти. Потому, что эта проблема является гене-тически обусловленным, нормальным, естественным поведением животного, то есть ин-стинктом. И именно этот инстинкт мы возьмем за основу и призовем его быть вторым (по счету, но не по значению) помощником, при разработке предмета, который выше мы назвали игрушкой. Предмета, который возьмет на себя функции реализации и удовле-творения целого ряда инстинктов и потребностей, предмета который поможет нашим большим и маленьким, взрослым и щенкам, собакам и кошкам развиваться физически, ментально и психологически. Предмета, одна из основных задач которого, решить про-блему одиночества братьев наших меньших, путем обеспечения их увлекательнейшей деятельностью. Представляем вашему вниманию тренажер Парадовского. Данная конструкция, довольно проста. Она представляет собой полый прозрачный шар диаметром около 300мм. По экватору имеющий фланец, ( так называемое «кольцо Сатурна»). Шар имеет четыре отверстия диаметром от 15 до 20мм расположенных диамет-рально противоположно друг другу. Фланец, «кольцо Сатурна» имеет ширину от 10 до 15мм. Через отверстия в шар закладывается корм, вид и количество корма зависит от по-требностей каждого конкретного животного и целей, которые ставятся при использова-нии тренажера, как правило, это разовая или суточная порция. После чего шар оставляют наедине с животным. Чувствуя запах еды исходящий из неизвестного предмета, а также подвергаясь визуальной стимуляции, животное проявляет интерес, и предпринимает по-пытки добыть еду. В результате ряда различных действий, наконец выполняется то, ко-торое незамедлительно подкрепляется выпавшим кусочком. Довольно быстро животное понимает какое именно действие приводит к желаемому результату и такие действия становятся преобладающими. По сути здесь мы имеем ярчайший пример вариативного подкрепления, очевидная действенность которого, хорошо известна специалистам в дан-ной области. Об этом можно также судить глядя на людей, подверженных страсти игры на автоматах. Прекрасно осознавая то, что они больше проигрывают чем выигрывают, они с завидным упорством бросают в автомат монетку, искренне надеясь, что в этот раз им, то уж точно повезет.

Тренажер имеет четыре уровня сложности, которые определяются последователь-ным закупориванием (при помощи липкой ленты) каждого из четырех отверстий, за ис-ключением последнего (четвертый уровень сложности)

  • 1. Первый уровень — открыты все четыре отверстия.
  • 2. Второй уровень — одно отверстие закрыто.
  • 3. Третий уровень — два отверстия закрыты.
  • 4. Четвертый уровень — три отверстия закрыты.

Таким образом, в большинстве случаев, мы можем полностью перевести животное на кормление из тренажера, превратив тем самым прием пищи в увлекательнейший про-цесс, удовлетворяя при этом не только потребность в пище, но и целый ряд других не менее важных потребностей, что безусловно поможет сохранить психическое и физиче-ское здоровье вашего питомца, а также гармонию ваших взаимоотношений.

Литература

1. Гервек Г. Психология лошади. Нрав, чувства, поведение/Пер. с нем. С. Казан-цевой. — М,: Аквариум Принт,2013. −128с.

2. Иванов А.А.,КсенофонтоваА.А., Войнова О.А.Практикум по этологии с осно-вами зоопсихологии: Учебное пособие.-СПб.:Издательство «Лань», 2013 — 368с.

3. Кларисса фон Райнхардт, Мартина Нагель. Стресс у собак. 2-е изд, издатель-ство ДогфрендПаблишерс,2015. −136с.

4. Лоренц К. Человек находит друга. Пер. с англ. И. Гуровой. Ред. И предисл. К.Э. Фабри. М., «Мир», 1977. 224с.

5. Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло«)/Пер. с нем. Швейника Г.Ф. —М.: РИМИС, 2009. −304с.

6. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволю-ция:Пер. с англ.-М.: Мир,1988. 520с.

7. Мычко Е.Н., Сотская М.Н., Беленький В.А., Журавлев Ю.В. Поведение со-баки. Пособие для собаководов/ —М.: «Аквариум-Принт», 2009. −400с.

8. Оверолл К. «Клинические методы коррекции поведения собак и кошек» 0313 Пер. с англ.-М.: Софион. 2005, 641с.

9. Сравнительная психология и зоопсихология/ Сост. и общая редакция Г.В. Ка-лягиной. — СПб.: Питер,2004. −416с.

10. Тюрид Ругос. Диалог с собаками: сигналы примирения. 2-е изд., издательство Догфренд Паблишерс, 2015,-76с.

11. Хайнд Р. Поведение животных. Синтез этологии и сравнительной психологии. Издательство «Мир» Москва 1975.

Видео с тренажёром Парадовского

Хочешь получить бесплатную консультацию зоопсихолога / кинолога?
0